Состоялся школьный тур Московского интеллектуального марафона
04.12.2001
4 декабря 2001 года состоялся школьный тур Московского интеллектуального марафона. Участникам были предложены по 8 заданий из разделов Гуманитарные науки и Естественные науки. Победителями стали: Олейник Люба (10л), Леонтьев Михаил (11б), Федотова Александра (10г), Романенко Зоя (10в), Черкасов Иван (11а), Романихин Валерий (10в), Ермаков Андрей (10г).
Из победителей школьного тура составлена команда СУНЦ МГУ для участия в городском туре. Руководители команды СУНЦ МГУ: доцент Варламов С.Д., доцент Сергеев С.Н.
Краткая справка. Московский интеллектуальный марафон - интеллектуальное соревнование, в котором участники должны показать хорошие знания практически по всем предметам, изучаемым (и неизучаемым) в школе. При этом хорошие, даже олимпиадного уровня, знания только по одному предмету ни коим образом не могут помочь стать победителям, если все остальное - пустота. Тот факт, что каждый год кто-то из учащихся СУНЦ становится победителем городского этапа, говорит о том, что, во-первых, наши ученики - люди всесторонне развитые, во-вторых, преподавание "непрофильных" предметов в нашей школе также находится на уровне. Напомним, что победителем городского этапа в прошлом году стал Сергей Озеров. Надеемся, что и в этом году результаты городского тура будут для нас не хуже.
Задания школьного тура
Гуманитарные науки
9.1. Прочтите текст, датируйте его:
...Он вел жестокую войну против самой человеческой природы. Он оскорбил самые священные права - жизни и свободы лиц, принадлежавших к народам, далеко живущим отсюда, которые никогда не причиняли ему ничего дурного. Он захватывал их и обращал в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки. Эту пиратскую войну, позорящую даже языческие государства, вел христианский король... Решившись поддерживать торговлю людьми, он использовал свое право для того, чтобы помешать всякой попытке прекратить или стеснить эту отвратительную торговлю.
Предположите, в какой документ могли войти идеи этого текста? Кто автор этого текста? Свои выводы аргументируйте. (Ответ)
9.2. Сопоставьте первый и последний дворцовые перевороты в России. Установите общие черты и различия. Обоснуйте свои утверждения. (Ответ)
9.3. Прочитайте отрывок из поэтического переложения "Слова о полку Игореве", созданного поэтом второй половины двадцатого века Виктором Соснорой.
Что мне шумит, Что мне звенит Далеко-далеко Рано перед зорями? С рассвета до полночи, С полночи до рассвета втыкаются стрелы в разинутые зрачки. И копья прокалывают кольчужные сетки насквозь, до лопаток. Кобылы, храпя у реки, колотят копытом еще не остывшие ребра, и ребра потрескивают. Пробираясь по ребрам вперед, бойцы-половчане, чумея от бычьего рева, сдирают с трупья золотое добро и тряпье.
На третьем рассвете ковуи не вынесли боя, бегут, озираясь, роняя тупые мечи, кровь затвердевает, кровь крошится под ногою и красными щепками в спины ковуям стучит! Напрасно князь Игорь ковуям грозит: "Берегитесь!" - На иноходце бичом вымещая зло. - ковуи бегут! И у князя рука перебита, рука омертвела, висит на плече, как весло.
Чем отличается это описание боя от известных Вам по другим переводам и переложениям? Как, по-вашему, нужно переводить стихи: следуя смыслу или духу? (Ответ)
9.4. Прочтите фрагмент художественного произведения.
Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна Открыла верные следы Царевичу младому Хлору Взойти на ту высоку гору, Где роза без шипов растет, Где добродетель обитает: Она мой дух и ум пленяет, Подай найти ее совет. Подай, Фелица! наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть?
Назовите произведение и автора. Составьте историко-культурный комментарий к фрагменту. С кем полемизирует автор самим фактом создания данного произведения? Объясните лексическое значение слова "полемика". Каково жанровое своеобразие этого произведения? (Ответ)
9.5. Напишите для толкового словаря русского языка статьи "Карта" и "Карточка" с целью истолкования всех возможных значений этих слов. Составьте со словом "карта" такое предложение, чтобы лексическое значение слов "карта" и "карточка" совпадало. (Ответ)
9.6. Прочтите фрагмент художественного произведения.
Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза; казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью.
Назовите произведение и автора. Каковы приемы создания портрета персонажа? К какому стилю в живописи Вы отнесли бы описанное изображение? Обоснуйте свой выбор. В каких прочитанных Вами произведениях есть герой живописец, музыкант? Назовите авторов и их произведения. (Ответ)
9.7. Вы хотите совершенствовать "свой" иностранный язык в период летних каникул в одной из зарубежных школ. Обоснуйте выбор страны и напишите о себе рекомендательное письмо.
9.8. Почему, по Вашему мнению, именно в XX веке появилось такое направление в искусстве как "рок-музыка"? Интересна ли она Вам или нет? Приведите свои доводы на любых иностранных языках.
Естественные науки.
9.1. К маленькому грузику массой m = 200 г привязаны две нити. Длина левой нити - 3 см, длина правой - 4 см. Вторые концы нитей закреплены гвоздиками, вбитыми в горизонтальную поверхность на расстоянии 5 см один от другого. Грузик тянут вертикально вверх силой F =52 H. Найти натяжения нитей. (Ответ)
9.2. Предмет склеен из двух кубиков. Сторона нижнего кубика равна 10 см, а сторона верхнего - 20 см. Нижнюю грань нижнего кубика покрывают слоем пластилина и, плотно прижимая, ставят на сухое дно пустого бассейна. Чтобы приподнять предмет над дном, приходится тянуть его вверх с силой 160 Н. Предмет опять ставят, плотно прижимая, на дно и медленно заполняют бассейн водой, имеющей ту же температуру, что и воздух, до уровня 2,3 м. С какой силой нужно потянуть предмет вверх, чтобы приподнять его над дном в этом случае? Плотность воды 1 г/см3. Как начнет двигаться предмет под действием этой силы? Масса предмета 15 кг. (Ответ)
9.3. Две одинаковые большие и толстые медные пластины нагреты - одна до температуры +60°С, другая до температуры +20°С. Пластины прижаты друг к другу, их разделяет только тонкая пластина из специальной керамики. Керамика - неплохой теплоизолятор, но разность температур между пластинами все-таки уменьшается на 1% за два часа. Если заменить керамику простым стеклом той же толщины, то за два часа разность температур уменьшается на 2%. За какое время разность температур уменьшится на 1%, если медные пластины отделить друг от друга сложенными вплотную листами керамики и стекла, увеличив, таким образом, вдвое "толщину" теплоизоляции? Считайте, что тепло "перетекает" только через теплоизолирующие пластины. (Ответ)
9.4. В цепочке превращений
иод ---> вещество А ---> вещество В ---> хлорид натрия
определите вещества А и В. Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения и укажите условия их протекания. (Ответ)
9.5. Укажите нетоксичное вещество (простое или сложное), из которого можно непосредственно получить два различных ядовитых газа. Напишите уравнения соответствующих химических реакций. (Ответ)
9.6. После проведения реакции обмена между солями или между кислотой и основанием в водном растворе: АХ + BY = AY + ВХ анализ показал, что продукты реакции выпали в осадок, и вода осталась практически чистой. В каких случаях это возможно? Приведите пример такой реакции и напишите молекулярное и ионное уравнения. (Ответ)
9.7. При авариях танкеров, перевозящих по морям и океанам нефть, предпринимают ряд мер по защите природных сообществ и различных живых организмов. Очень сильно страдают от последствий таких аварий птицы. Что происходит, если на оперение водоплавающей птицы попадает нефть или мазут? (Ответ)
9.8. Почему кожа человека краснеет и на жаре, и на морозе? (Ответ)