Дневник похода
Москва - Соловки - Москва
(август 2001)

(Авторы - ОЗЕРОВ Сергей и МОГИЛЕВСКИЙ Женя,
фотографии - ОЗЕРОВ Сергей и СЕРГЕЕВ С.Н.)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Виды

"Современное" освоение острова началось лишь в XV веке, с основанием Соловецкого монастыря. В 1429 году монах Савватий, ищущий "безмолвного" жития берет себе в попутчики уже жившего на Соловках пустынника Германа и вместе с ним отправляется на острова. Там они и основывают первую на Соловках обитель. Жизнь на острове, оказалась, однако, весьма и весьма тяжелой; вырастить ничего, кроме репы, не удавалось; и потому монахам постоянно приходилось обращаться за помощью к промысловикам, а то и самим уезжать за пропитанием на материк. Во время одного такого отъезда Германа, пожилой Савватий неожиданно заболел, почувствовал свою близкую кончину и в одиночку отплыл в Карелию, где и умер. Строго говоря, он еще не был основателем монастыря, хотя, несомненно, своим подвигом вдохновил на его постройку. Герману же была суждена меньшая известность. Но именно он после смерти Савватия нашел сына богатых родителей Зосиму, монаха, раздавшего все своё имущество. Герман рассказал о жизни на острове и возможности организации на нем монастыря. В 1436 году, собрав необходимый "запас" они отплывают на Соловки.

Постепенно слух о живущих на пустынном острове монахах широко распространился, и к ним потихоньку начали стекаться такие же, как они, монахи. Потихоньку на берегах гавани Благополучия вырастает небольшой монастырь. Новгородские, а затем и московские власти передают и подтверждают право монастыря на владения. До середины XVI века Соловецкий монастырь мало чем отличался от других скромных северных обителей. Но вторая половина века стала решающей в его судьбе: под руководством игумена Филиппа Колычева один за другим строятся величественные каменные храмы, уходят за горизонт груженые солью и возвращаются с хлебом, овощами, известью, железом, необходимым имуществом соловецкие ладьи. Тогда же монастырь впервые видит неприятельские суда и возводит для обороны деревянный острог с башнями. Впрочем, оборона была слабой и не понадобилась. Но все же в 1582-1594 по приказу царя (но силами монастыря) возводится новый, каменный кремль. Невиданные ранее мощные валунные стены и башни сразу сделали монастырь одной из крупнейших крепостей Русской земли. Хотя защищаться в тот период и не пришлось, крепость служила надежным сдерживающим фактором. В наиболее тяжелые периоды в нем находилось до тысячи воинов. Лишь в 1637 мощный гарнизон покинул монастырь.

С тех пор монастырь активно развивается; государство интенсивно ссужает ему деньги и дарует земли. Тем неожиданней оказалось для властей знаменитая церковная смута и "соловецкое сидение" 1668-1676 - восьмилетняя оборона монастыря от царских войск. Виной тому были религиозные реформы Никона. С 1663 по 1668 монахи отправили царю множество "сказок", девять челобитных и проч., на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. Писали, что если царь не останется в старой вере, то должен будет "от сего мятежного жития переселити нас на оное безмятежное и вечное житие". Время переговоров подошло к концу, и на усмирение монахов отправили первый отряд стрельцов. От монастыря отписали все вотчины и промыслы. В ответ восставшие перешли к активным действиям и заняли оборону вокруг монастыря. Четыре года продолжается безрезультатная осада. Прибывший новый воевода и более мощный отряд стрельцов также не смог ничего поделать, кроме как сжечь все доступное монастырское имущество: суда, запасы сена, дров, имущество промыслов. В 1674 посылается третий воевода, Иван Мещаринов, со строгим приказом "мятеж искоренить вскоре". Так что под стенами монастыря оказалось уже тысячное, хорошо вооруженное войско, немедленно приступившее к штурму. Осада продолжалась до января 1676. Лишь предательство одного из братиев - перебежчика монаха Феоктиста - склонило исход борьбы в пользу царского отряда. Темной снежной ночью, за час до рассвета, стрельцы через подземный ход подобрались к стене, проломали неглубокую закладку окна и пробрались в нижние помещения Сушила. Скопив там небольшие силы, отряд неожиданно ворвался в монастырь и открыл ворота Белой башни. Устремившиеся в нее войска быстро подавили всякое сопротивление. Над выжившими была учинена жуткая расправа, а немногих помилованных разослали по разным монастырям, чтобы окончательно сломить сопротивление. Это оказался очень серьезный удар по монастырю, особенно по его традициям и духовности. Фактически, он перешел к совершенно другим людям - от его старых обитателей не осталось и следа. Восстановление проходило потихоньку, расцвет был уже позади.

Новый всплеск интереса к монастырю был вызвано знаменитой обороной монастыря от английской эскадры в середине XIX в. Все произошло весьма неожиданно: в самый разгар Крымской войны, в 1854 к островам подошел неприятельский флот. Присланный незадолго до того нарочный не обнаружил на острове ничего лучшего, старых пушек, вышедших из строя пистолетов, самострелов, бердышей и пик. Незначительное, но куда более надежное вооружение из 8 пушек со снарядами прибыло в середине лета из Архангельска. Словом, монастырь успел, как мог, подготовиться.

6 июля два шестидесятипушечных фрегата, "Бриск" и "Миранда" приблизились к монастырю и попытались сигналами вступить в переговоры. Но не обученные морской грамоте монахи их не поняли, а два сигнальных выстрела с корабля восприняли как начало боевых действий и открыли огонь по противнику. В завязавшейся перестрелке одно из ядер повредило "Бриск" и заставило его отойти за мыс.

Естественно, столь дерзкий ответ возмутил англичан. Утро следующего дня началось с обмена депешами. Руководитель эскадры заявил, что монастырь, обстреляв английский флаг, выступил как военная крепость и потребовал ее сдачи и выдачи всего вооружения. Игумен заявил, что монастырь открыл огонь после выстрелов с английской стороны, оружия, флагов и других военных снарядов не имеет, а потому сдавать ему нечего. В ответ английский флот начал активный обстрел монастыря. Интенсивный обстрел продолжался 9 часов, по обители было выпущено около 1800 ядер и бомб, чего, по признанию английского капитана, хватило бы для разрушения нескольких городов. Монастырь же спокойно, не отвечая огнем, полностью уцелел: не было людских жертв, не пострадали даже чайки, в изобилии населявшие монастырь. Лишь некоторые здания были несильно повреждены. Более того, одно из последних ядер было найдено неразорвавшимся за иконой Богоматери, что окончательно уверило защитников в промысле Божьем.

22 июля на берегу Соловецкого острова состоялись переговоры между игуменом и английским капитаном. Игумен заявил, что монастырь не имеет флагов, вооружения, так что англичанам пришлось удалиться ни с чем. С тех пор на этом месте лежит памятная каменная плита - Переговорный камень. Его мы осмотрели в первый же день. Героическая оборона почти беззащитного монастыря от мощнейшей эскадры резко подняла авторитет Соловецкого монастыря. Ненадолго он вновь переживает расцвет и расширение.

Но в начале XX века развитие монастыря оказалось резко прервано революционными событиями в России. Увы, именно им и обязаны Соловки своей печальной известностью. После того, как монастырь оказался практически разогнан, на его месте возникла тюрьма, куда ссылали политически неугодных людей. Разумеется, заключенные томились здесь и раньше: например, в XVI веке здесь жил сосланный бывший игумен Троице-Сергиевой лавры нестяжатель Артемий; в XVII - татарский царевич, слуга Ивана Грозного, а одно время - и его соправитель князь Симеон Бекбулатович. В XVIII веке сюда начали поступать заключенные по решению Синода и Тайной канцелярии узники. И кого здесь только не побывало: соратник Петра I Петр Андреевич Толстой, член Верховного Тайного совета порученец Петра I Василий Лукич Долгорукий. 25 лет в одиночной камере провел здесь последний атаман Запорожской Сечи Петр Кальнишевского. Но все равно число заключенных было невелико и не превышало 300 человек. А в 1903 Соловецкая тюрьма была упразднена. Но уже в 1920 она возродилась уже в другом виде - вначале лагеря исправительно-трудовых работ в 350 человек вместе с конвоем. В 1923 на островах организовали исправительное учреждение куда большего масштаба - Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН). В начале 1937 лагерь был переименован в тюрьму. Новое название - СТОН в полной мере отражало условия существования на Соловках, придав самому этому слову зловещее звучание. Вплоть до 1939 сотни тысяч заключенных плотно жили в помещениях кремля и скитов, старых землянках и душных бараках. На поначалу сплоченных заключенных администрация просто не обращала внимания, постепенно ужесточая режим. Немногие смогли уцелеть. А в 1939, при ликвидации лагеря, все остававшиеся в ней заключенные вообще были погружены на баржу, отплывшую в неизвестном направлении (их судьба до сих пор неизвестна).

Дальше!

© Клуб водного туризма СУНЦ МГУ, water-tour@mail.ru

Новый сайт Турклуба СУНЦ МГУ

Сайт СУНЦ МГУ Форумы Выпускники Книги ФМШ Дайджест ФМШ Пишите нам © 2000-2008 design4

Rambler's Top100 Rambler's Top100