Дневник похода на Соловки
(август 2000)

(Авторы: 1, 2 части - ТЕРЕШОНОК Максим, 3 часть - МОГИЛЕВСКИЙ Женя,
фотографии - СЕРГЕЕВ С.Н.)

Маршрут: Москва - Кемь - Большой Соловецкий остров - Кемь - Москва

1 | 2 | 3

Монастырский кремль живописно расположился на небольшом возвышении. Его стены из огромных валунов, покрытые лишайниками ржавого цвета, были возведены в XVI веке. Все постройки находились в хорошем состоянии, хотя до конца реставрации ещё очень далеко. Монастырь был основан в XVI веке, в 20-е годы нашего столетия превращён в лагерь и возвращён церкви совсем недавно - на рубеже 80-х и 90-х годов.

Мы остановились у стен кремля, сбросили рюкзаки в углубление в одной из башен и перекусили. Сергей Николаевич пошёл на разведку. Выяснилось, что на установку палаток нужно получать разрешение в лесхозе, в монастыре будет экскурсия в два часа дня, а пока можно осмотреть окрестности. Рюкзаки мы оставили в расположенной неподалёку гостинице, где решили на первых порах остановиться, чтобы осмотреть достопримечательности. Осмотрев корабельный док петровских времён, мы отправились к переговорному камню. По пути нам всюду встречалась черника, поэтому двигались мы к цели не слишком быстро. Дороги на Соловках, в основном, двух типов - булыжные мостовые  и посыпанные толстым слоем мелкого песка. Растительность здесь отличается от нашей - деревья пониже и сильно искривлены, листья поплотнее и чуть меньше площадью. Вездесущую у нас траву большей частью занимает черника и вороника с кустиками, похожими на ёлочку. Вообще на островах много самых разнообразных "ёлочек". Повсюду на земле лежат камни. Выглядят они так, как будто кто-то недавно положил их на траву. Море тихо плещется о берег, неторопливо плывут по небу облака. Цветовая гамма поражает многообразием оттенков; камни великолепно обрамляют подножия (???)  деревьев. Неподалёку от дороги видим маленькую модель каменного лабиринта. Вообще на Соловках находится очень много огромных каменных лабиринтов, оставшихся с неолита, но большинство из них находится на Заяцком острове, куда попасть не так-то просто. Побродив по лабиринту, продолжаем свой путь. Кажется, что уже вечереет, хотя на самом деле ещё нет и девяти утра - те, кто спал ночью (в каюте), встали в пять, а я вообще не ложился. Вот выходим к морю. У самой воды лежит огромный плоский камень, на котором можно при наличии должного терпения прочитать надпись, гласящую о том, что отец-настоятель в 1854 году вёл на этом месте переговоры с английскими офицерами, требовавшими сдачи крепости. Выложив на берегу надписи из камней "СУНЦ" и "  " (эмблема физического факультета МГУ), мы отправились в обратный путь.

К монастырю мы подошли как раз к началу экскурсии. Нас провели по всем храмам, стене и пустили в музей на монастырской территории. Я во время экскурсии буквально спал на ходу - сказывалась проведённая на ногах ночь. Придя после экскурсии в гостиницу, мы затащили рюкзаки в нашу комнату. В большом зале со скруглёнными углами располагалось с дюжину кроватей, на одной из них спал некто. Заслышав шум, он поднялся и осведомился, откуда мы. Субъект был в стельку пьян и воскликнул, что он никогда больше тут не появится. Мы не возражали. Тогда он допил оставшуюся в бутылке на столе огненную воду и вновь погрузился в объятия Морфея...

Утро следующего дня. Умываясь, заметил над раковиной надпись: "Чистив зубы используйте только кипячёную воду". Это дало мне некоторый заряд хорошего настроения. Мы собрались на лодочную станцию - наметили экскурсию по озёрам и каналам Соловецкого острова (кстати, озёр здесь немало - более пятисот). Пришли на станцию, загрузились в лодку и поплыли. Стояла солнечная погода, разноцветные камни приобрели тёплые оттенки. Водная гладь была спокойна. Наши вёсла оказались какими-то "неправильными" - лодка всё время забирала в сторону. Однако эта неприятность не могла испортить нам хорошего настроения. Наш маршрут пролегал через хитросплетения каналов и озёр вглубь острова к Секирной горе - самой высокой точке на архипелаге. Озёра на Соловках имеют затейливые очертания и окружены лесами. Размеры их невелики.

...Но вот мы подходим к первому каналу. Он достаточно широкий, берега выложены из валунов. Плывёшь по нему как по аллее - кроны деревьев почти смыкаются над головой. Следующие каналы имели такую же конструкцию, но были значительно длиннее и уже, так что приходилось снимать вёсла и грести подобно гондольерам в Венеции.

Благодаря кривизне лодки и вёсел мы дошли до места высадки не через 2 часа после отплытия, как ожидалось, а через 3. На берегу Большого Красного озера было безлюдно, поэтому оставить лодку не решились. Около нашей стоянки было несколько беседок, рядом проходила песчаная, типичная для Соловков, дорога. Решили разделиться на две группы, так чтобы по очереди сходить на Секирную гору и не упустить из виду нашу лодку, а заодно и основательно подкрепиться черникой, росшей здесь, как и везде на острове, в изобилии. Сергей Николаевич, Толя и Женя отправились на разведку, а мы полезли в лес за ягодами. За тот час с небольшим, что мы провели за этим приятным и полезным занятием, к берегу подплыло с десяток лодок, люди вылезали из них и отправлялись на Секирную гору. Вот, наконец, мы заметили вдалеке наших товарищей. Выглядели они не очень весело, видимо, потому, что сразу отправились на гору, а не отдохнули, как мы. Сергей Николаевич проводил нас до развилки, объяснил, как идти дальше, и пошёл "пастись" вместе с Женей и Толей.

Дорога сначала шла по полю, затем влилась в другую, выложенную камнями, и начала подниматься в гору. Ярко выраженной горы не было видно. Я уже начал думать, что за час мы не то, что не вернёмся к лодке, но и до самой горы не дойдём, как вдруг мы увидели указатель. Посмотрев налево, можно было увидеть лишь небольшой подъём дороги, окружённой соснами. И вообще, Секирная гора сверху выглядит гораздо выше, чем снизу, видимо, благодаря тому, что стоит среди густого строевого леса. На вершине горы (70 м над уровнем моря) стоит церковь высотой 30 м, так что маяк, расположенный непосредственно под куполом церкви, видно издалека. Однако, как сказано выше, это не помешало нам заблудиться в море, так как маяк отключили по причине отсутствия денег. Нам повезло: когда мы поднялись на вершину, там шла экскурсия, и нам удалось её послушать. Вид с горы открывается великолепный - вся северная часть острова как на ладони; сплошь покрыта лесами вплоть до береговой линии.

Среди леса впадины - озёра. Земля кажется заметно вогнутой - это лучше всего видно по линии горизонта, где тёмное море сливается с небом. Побыв немного на горе, мы двинулись в обратный путь. Кстати, если сбегать с горы, у подножия набираешь опасную скорость, но ощущения неповторимые.

На пути к лодке мы начали горячо обсуждать возможность выживания современного человека наедине с природой, без привычных ему удобств и орудий. Вернувшись к лодке, мы без дальнейших промедлений поплыли назад - время было позднее и начинало темнеть. Доплыли мы быстрее, чем днём, так как уже знали идеальный путь через озёра. До гостиницы мы добрались очень поздно. В комнате уже спали несколько человек. Мы попили чая и легли спать, наметив на следующий день поход на дамбу.

Утро. Погода прекрасная. Солнце светит в лицо. Видимо, пасмурный день прибытия действительно был исключением. Быстро собираем рюкзак и отправляемся в путь. Нам предстоит пройти двенадцать километров до дамбы, пересечь по дамбе пролив и, пообедав, вернуться.

Сразу за посёлком располагается аэродром, на котором идут масштабные работы - полностью переделывается и удлиняется полоса. Аэродром готовят к приёму средних самолётов: видимо, на Соловках всерьёз решили заняться туризмом. Идём дальше. Дорога всё ухудшается, традиционный для островов камень сменяется глубокими колеями. На машине здесь было бы трудновато проехать, а вот местные жители на мотоциклах проезжают вполне свободно. Пейзаж меняется ежеминутно: камни разных цветов, форм и размеров, разноцветные мхи, деревья, много ягод. В стороне от дороги появляются небольшие озерца. Ощущения от этой смены ландшафта такие, что здесь как будто представлены разные времена года, даже солнце выглядит по-разному. На обочине дороги через каждый километр (или версту?) стоят полосатые столбы с цифрами. Примерно через каждые два столба мы передавали друг другу рюкзак с едой и посудой. Получив рюкзак на километре, эдак, на десятом, я обрадовался его небольшому весу, однако через некоторое время обеспокоился слишком долгим отсутствием столбиков. Время шло, шли и мы, а столбиков всё не было. Но вдруг впереди начало светлеть, через минуту я увидел столб (о, чудо!) и за деревьями показалось море...