Дневник похода по реке Сережа
(8 - 19 июля 1997)

(Автор - БИГЕ Дмитрий, фотографии - СЕРГЕЕВ С.Н.)

Маршрут: станция Сережа - Пощатово - Пустынь - Лесуново - Румасово - Кистаново - Пустынь - Валтово - Левино.
Реки: Сережа, Теша.


8 - 10 июля | 11 - 15 июля | 16 - 19 июля | Фотографии участников

11 июля 1997. Пятница

А вот и завтра. Все наши палатки, кроме одной (т.е. меня) спят. Но вернемся ко дню вчерашнему и истории с пиявкой.

- Сергей Николаевич! - прокричал Леша.

- Что? - ответил Сергеев

- А, что с пиявкой делать? - донимал П.

- Оторвать! - посоветовал С.Н.

20 секунд напряженного молчания.

- У меня вся нога в крови.

- Ну я же не смогу поставить тебе новую ногу!

- Да, у меня заражение крови будет, столбняк, - не унимался Леша.

- Ничего, раньше, да и сейчас, пиявок ставят в лечебных целях, да еще и деньги за это берут, и, вообще, в лесу все стерильно.

Плывем дальше все мокрые, уставшие, злые на дождь. А.П. даже предложил заказать самолет до Мурома. Но, вот, о Боже, полянка. С.Н. высаживается и дает добро на высадку остальных. Высадка происходила так: байдарка причаливает, первый сразу хватает целлофан, расстилает его на земле и загибает так, чтобы туда можно было покидать вещи. Затем туда стаскивают все вещи с байдарки и выносят сами лодки на берег, чтобы на это место причалила следующая лодка. Потом бежишь ставить палатку, выбирая место поравнее и посуше. А дождь хлещет и хлещет. Наконец, палатка поставлена, все вещи перекиданы под тент и как можно более аккуратно там разложены (последнее удалось, мягко говоря, неважно). Все в палатках. Пришел С.Н., принес сухие вещи, потом принес поесть и четверть чашки спирта на двоих. Остаток дня я пролежал в палатке и писал эти мемуары. Также ни черта не понял, где мы находимся: ближайшая от нас деревня, самое меньшее, километрах в двадцати, но это по карте, а на самом деле в километре от нас какая-то деревня. Потом сыграли в шашки с А.Д. и заснули. Всю ночь шел дождь, но сейчас он вроде бы кончился, и я иду разводить костер.

Ну вот, я опять в палатке. Костер еще не разведен, но я смылся сюда, чтобы записать фразу вчерашнего дня, которую я уже забыл, но С.Н. ее неожиданно вспомнил.

Так вот, стоим мы под дождем возле того плетня, на котором геройствовал Леша, и С.Н. решил нас приободрить:

- Ничего, ребята, у нас и похуже бывало.

- Это у Вас бывало, - парировал Андрей Петров.

Пока все. Опять отправляюсь разводить костер.

Теперь я опять в палатке, но километрах в 25 от прежнего места. Вышли мы в 15-00, причем С.Н. и Тема-старший сильно сопротивлялись (боялись дождя). Были мы в пути 4,5 часа, шли по болотам, снова преодолели много изгородей Встретили местных, которые, наконец, объяснили, что эти преграды для рыбы, но ее все равно нет (что эти плетни не для поднятия воды, мы поняли давно, т.к. что до забора, что после, уровень воды одинаковый). Сегодня, наверное, был самый трудный день. Речка среди болот (пристать невозможно) виляет хуже, чем трасса "Формулы-1", да еще с кучей коряг, колов и изгородей. Правда, с лодкой я и Андрей стали справляться гораздо лучше. Кстати, сегодня я сидел первым, потому что мы были вынуждены поменяться местами на первом же плетне, чтобы оба сели в лодку. В начале пути первой шла "Малютка Клото". Она шла как танк (или бульдозер) потому что уж если пройдет тройка, то двойка пройдет и подавно. Единственное, что тройка сегодня учудила, это то, что Леша категорически отказывался лезть в воду (помня о вчерашней пиявке). Затем первыми шли поочередно то мы (я и Андрей), то "Китобой" (Слава и другой Андрей), то "double Тем's" (два Артема). Тройка уступила свое место только после того как, атакуя очередной плетень, сломала шпангоут (это о-очень плохо). На фразу дня, или точнее, случай дня претендует следующая история.

Река в очередной раз раздваивалась, и чтобы понять, куда плыть, одна байдарка пошла влево, а другая вправо. Далее они соединились, что и объявили: "Можно идти в любую сторону!" Тогда я спрашиваю: "А где ближе?" На что С.Н., стоящий за нашей байдаркой, резонно ответил: "Посередине".

Пока все, убегаю готовить ужин.

12 июля 1997. Суббота.

Первая мысль, которая пришла мне сейчас в голову - в интернате все утихло, все разъехались до сентября. Даже грустно. Сегодня я уже нарубил дров и теперь пишу дневник. Вчера я не успел дописать, поэтому вернусь назад.

После вопроса, как ехать: справа или слева, ничего особо интересного не было. Мы также виляли по трассе "Формулы-1", встречали много поставленных сетей и любовались природой. Плыть в этих зарослях среди болот - все равно что плыть в джунглях. Во всех фильмах я видел именно такую картину: высокие заросли травы, тростника, вода во многих местах, иногда даже полностью покрыта водорослями, очень часто лилиями (по которым очень удобно определять направление течения). Сама речка, как уже говорилось, довольно узкая, с резкими поворотами. И вот среди этой девственной природы выскакивает из-за поворота байдарка, оставляя за собой полосу воды на ковре из лилий. Тогда чувствуешь себя индейцем, покорителем дикого запада или, на худой конец, человеком из рекламы известных сигар. Кстати, возвращаясь к индейцам: по дороге мы встретили штуки три каноэ, выдолбленных из дерева, длиной 3,5-4 м и шириной 0,5 м.

Вскоре речка вышла из болот. На берегу появились леса. Увидев полянку, мы остановились, но С.Н. (равно как и всем остальным) она не очень понравилась, поэтому я и Андрей разгрузили свою байдарку и отправились на полчаса вперед посмотреть, есть ли подходяще место для стоянки. Места были красивейшие. Стройный, нетронутый лес отражается в зеркальной глади воды. Река довольно широкая, вдоль берега немного лилий, небо голубое, с несколькими облачками. И все это ты видишь наяву и в зеркальном отражении на воде. В довершении картины одинокая байдарка быстро и грациозно идет вперед навстречу неизвестности, немного притормаживая перед плетнями.

Места мы так и не нашли. Вернулись назад. Поставили палатки, поели, легли спать. Спал я хорошо (сегодня я спал в спальнике, а он гораздо удобнее, чем одеяло). Сейчас заканчиваю писать и иду собираться, через полчаса-час отходим и будем искать место для дневки.

Я вас всех наколол (да и себя тоже). С.Н. и Артем-старший опять испугались дождя, но на этот раз нам не удалось их переубедить. Мы остались на дневку. Дождь, конечно, не пошел, а день выдался не жаркий и не холодный, как раз такой, какой нужен для похода. Сначала я поиграл в карты с Артемом, Васей и Андреем П., потом я поспал, а после пошел готовить ужин. Во время готовки из лесу раздались крики. Мы быстро пересчитались - нас оказалось 12, я сразу заметил отсутствие Андрея Д. и сообщил об этом С.Н. Он сразу пошел искать моего напарника. Вскоре они вернулись вдвоем. "Вот, привел заблудившегося", - сказал С.Н.

Да я не заблудился, а просто тропинку потерял, - ответил А.Д.

Потом мы ужинали. За едой зашла речь о том, что Борис Алексеевич Штыканов во время похода никогда не подходил к готовке. И тут С.Н. сказал:

"Завтра я, как Штыканов, ни за что не буду готовить". "Ну, тогда нас ждет разгрузочный день!" - сказал кто-то из ребят вполне серьезно, после чего все рассмеялись.

Через некоторое время С.Н. сказал: "А не отправиться ли нам поплавать?" "Пойдемте, Сергей Николаевич!" - радостно ответили я, Вася и Леша в один голос. "Раздевайтесь, и - в воду!" - невозмутимо сказал Сергеев. "А-а, мы думали, на байдарках", - ответил расстроенный Вася. "На байдарках ходят, так что я сказал все вполне однозначно. Спросите настоящего моряка, он вам ответит, что плавает", - заметил С.Н. "Г...", - тихо сказал Андрей Д.

Сейчас я лежу в палатке и слышу, как снаружи зреют геройские замыслы приготовить еду на завтрак сейчас, а утром встать в шесть, чтобы в семь уже выйти. Причем главным инициатором этого безобразия является Коля, который сегодня полдня проспал, поскольку всю ночь пел песни "Битлов". Не думаю, что эта идея выйти пораньше увенчается успехом, хотя я - далеко не ее противник.

Точно знаю, что забыл какой-то веселый случай, произошедший сегодня, так что пошел вспоминать его, а заодно искупаться. Случай не вспомнил, но искупался. Перед купанием предложил пойти "утопиться" всем, но все отказались. Наиболее вежливо это сделал Вася: "Дураков купаться не было и не будет!" "Спасибо за лестное мнение обо мне", - ответил я, доставая полотенце из-за пазухи и направляясь к реке. "Ну, извини", - сказал Вася, а все рассмеялись. Искупался. Вода бодрящая. Напилил и нарубил дров вместе с Колей. Замечательно! Попели песни у костра, потом с Андреем Д. завалили сухое дерево. Теперь дров будет на месяц. Еще чуть-чуть посидел у костра и пошел спать. Скоро пришел Андрей. Мы с ним долго говорили о том, куда поступать, ради чего, и чего хочешь вообще, в конечном итоге. Сошлись во мнениях, что буквально месяца три назад мы с ним были резко против поступления на МехМат и Физфак, а теперь это очень заманчивая идея. Буквально на ощупь дописываю последнюю строчку, и - спать. Спокойной ночи!

13 июля 1997. Воскресенье

Проснулся. Еще никто не встал. Настроение отличное. Буду спать.

Сейчас около семи вечера. Я ужасно устал после 6,5 часов пути. Утром опять все небо было в облаках, и решали: идти или не идти. Наконец, около 11:30 решились отправиться. С.Н. сказал, что по его подсчетом, до деревни Лесуново около трех часов пути. Мы пробыли на воде 6,5 ч, как уже было сказано, а до деревни еще 1,5 часа. Река потрясающая. Много завалов, но очень красиво, часто приходится скользить по ковру из водорослей. С какого-то момента обнаружили следы недавно прошедших туристов. Утро началось замечательно. Я встал, умылся, подошел к костру, у которого уже суетились Петя, Коля и еще некоторые ребята. Эти "некоторые ребята" громко смеялись, а Петя с Колей ходили нахохленные. И тут я увидел ведро, в котором было что-то коричневое, оказалось - это пшено с какао. "Сколько же вы какао добавили?!", - спрашиваю я. "Да чуть-чуть", - отвечает Петя, - "Только треть пачки". А в ведре всего половина, а когда мы варим какао на все ведро, то кладем целую. Чуть-чуть положили. Встал С.Н., и когда увидел кашу, долго и искренне смеялся, потом сбегал за фотоаппаратом и сфотографировал это безобразие. Затем ситуация разъяснилась. Коля с Петей спросили С.Н.: "Как нам разнообразить пищу и приготовить что-нибудь нестандартное?". "Добавьте немножко какао в пшено", - подсказал Сергеев. Они и добавили. Кое-как мы эту кашу слопали. С.Н. предложил завтра сварить чай с грибами. На что А.Д. ответил: "Не надо? А то ведь приготовят, а нам его не выпить". Потом был консилиум, на котором было решено идти дальше. Продолжение уже известно. По дороге мы встретили дедка на лодке, который и сказал, что до деревни 1,5 часа. Этот дед меня очень удивил: лодка его на вид корыто-корытом, весло тоже непонятно какое , сам уже не первой молодости. Когда мы его спросили, сколько до деревни, и он ответил: 2,5 часа, мы недоуменно переглянулись: 2,5 часа на его лодке или на нашей, но промолчали. Дед же и усом не повел, пристроился за нами, и не только успевал идти след в след за нашей последней байдаркой, но еще и удочку закидывал. Сегодня ужасно устал. Сейчас поем и завалюсь спать.

Три дела, начавши однажды, невозможно закончить: чесать, где чешется, вкушать вкусную пищу и беседовать с вернувшимся из путешествия другом.

Козьма Прутков

Чтобы расколоть чурбан, по нему надо попасть.

С.Н. Сергеев

Как всегда, забыл сказать, что альтернативой продвижению вперед была отправка одной лодки в Лесуново за продуктами (напомню, до деревни, по предположению, было 3 часа). Вот сейчас бы отправили лодку, а потом посреди леса раздавались бы крики о помощи. Для меня же самое интересное то, что процентов на 90 я должен был бы быть в той лодке...

Оказывается, эти плетни, заборы, изгороди (или как там еще я их обозвал) называются йозы (или езы) и это не просто забор. Этот ез выглядит так: забор, а в нем, на определенной глубине дырка и бревно. Рыбе кроме этой дырки деваться некуда, а там уж специальным приспособлением ее ловят. Эта дырка вместе с приспособлением называется мереда. Йозы бывают весенние, эти повыше, и зимние - эти пониже. Еще дед поведал, что река периодически мелеет, и этот год - как раз такой. А утром, около пяти, должен привезти картошки.

14 июля 1997. Понедельник, день девятый

Дед действительно привез полведра картошки, да вдобавок луку и немного сахара (решил, что мы совсем голодаем, что ли).

Комары - звери! Хуже (гораздо) новгородских (хотя, с другой стороны, эти - тоже нижегородские). Проснулся я от производимого ими шума, а именно, от их жужжанья и ударов о палатку. Тент с их помощью колыхался (без преувеличения). Никогда не видел столько комаров. А еще есть шершни (такие оводы с половину моего большого пальца, да еще и оставляющие свое жало в тебе). Напомню, дед сказал, что до деревни 1,5 ч. Когда через полтора часа мы спросили, сколько до деревни, он ответил: "Да часа два будет". В общем, в деревне мы опоздали в магазин на полминуты (он закрывается в пять). Поэтому мы немного отошли от деревни и теперь стоим недалеко от нее с тем, чтобы завтра с утра дотуда добраться и затариться. Пока все, пошел помогать с ужином или костром.

Без Вас, Сергей Николаевич, мы - дюжина, а с Вами - чертова дюжина.

Путешественник живет четыре жизни, в то время как обычный человек только одну. Эти четыре жизни: первая, когда человек готовится к походу, вторая, когда человек его совершает, третья, когда человек вспоминает и рассказывает о путешествии, и четвертая, это та единственная, которой живет обычный человек.

Могу добавить, что сегодня мы встали в одиннадцать, поэтому пошли без завтрака, затем (где-то через час пути) сделали привальчик, искупались: вода очень холодная. Река стала пошире, легче проходима, но такая же красивая и неожиданная.

Во всех литературных произведениях ад описан досконально, а вот детального изображения рая не существует.

15 июля 1997. Вторник

Утром, полвосьмого, часть ребят ушла в магазин. В это время остальные сделали омлет и сварили кисель. С.Н. взял курвиметр, карту, и осчастливил нас, что по карте мы прошли 50 км! (А по нашим подсчетам - километров 120-130), а осталось около 90 км. (А общая длина маршрута по описанию - 230 км).

Леша в деревне отправил телеграмму домой: "Все хорошо. Вышли нормальную воду в Лесуново!" Телеграфистка обалдела: "Зачем ему понадобилась нормальная вода в Лесуново? Неужели здесь она такая плохая?" Текст телеграммы же подразумевал следующее: "Все хорошо. Вышли в нормальную воду, (находимся) в Лесуново". Все, убегаю собираться.

Сейчас половина восьмого вечера. Весь день провели в пути. Много фотографировались. "Химики" сели на хо-ро-шу-ю корягу и солидно пропоролись.

Дальше!

© Биге Дмитрий - текст, Сергеев С.Н. - фотографии
© Клуб водного туризма СУНЦ МГУ, water-tour@mail.ru

Новый сайт Турклуба СУНЦ МГУ

Сайт СУНЦ МГУ Форумы Выпускники Книги ФМШ Дайджест ФМШ Пишите нам © 2000-2008 design4

Rambler's Top100 Rambler's Top100