Об итогах развития СУНЦ МГУ в 2001 - 2002 учебном году
(Отчет директора СУНЦ МГУ Ученому Совету СУНЦ МГУ 24.06.2002)
Главной задачей СУНЦ остается отбор старшеклассников из регионов страны, проявивших способности к естественным наукам, создание условий для их дальнейшего творческого развития. Основатели СУНЦ - выдающиеся Советские ученые - смогли предвидеть важность решения этой задачи.
Несмотря на сложности последних лет, испытываемые нашей Страной в целом и ее образованием в частности, сейчас можно сказать, что школа-интернат выполняет свою главную задачу, преодолевая тенденции, связанные с переходом исключительно на подготовку к вступительным экзаменам. Школа не превратилась в подготовительные курсы, а ее система преподавания по-прежнему направлена на развитие интереса к исследовательской деятельности школьников в области математики, физики, информатики и химии.
Новые условия, складывающиеся в нашем обществе, обуславливают постоянное обновление способов решения главной задачи. При этом неизменными должны оставаться принципы, обеспечивающие творческое развитие учащихся школы-интерната. К таким принципам необходимо отнести следующие.
1. Критерием отбора старшеклассников является их способность к систематической творческой деятельности в области естественных наук, обучаемость и желание творческого совершенствования.
2. Знания, полученные в школе-интернате, должны перекрывать программу для специализированных школ и иметь научную составляющую, которая обеспечивается системой специальных курсов и семинаров.
3. Закрепление знаний и навыков осуществляется на олимпиадах и творческих конкурсах, через которые проходят все учащиеся СУНЦ. Соревновательный дух как внутри школы, так и за ее пределами помогает более полно реализовать творческий потенциал учащегося.
4. Учащийся школы-интерната должен развиваться гармонично. Его интересы и увлечения не должны ограничиваться только программой профильного предмета. Кругозор должен быть широким, высоким уровень культурного развития, а для дальнейшего творческого развития должна быть глубокая, а лучше если даже возвышенная, мотивация.
5. Состояние материальной базы школы-интерната и бытовые условия должны не только не стеснять школьника, а давать дополнительный импульс к формированию широты мировоззрения, аккуратности, дисциплинированности и т. д.
Сохранение перечисленных принципов не исключает, а, наоборот, предполагает постоянный поиск новых форм решения главной задачи, стоящей перед школой-интернатом. В настоящей записке сделана попытка акцентировать внимание на трудностях, возникающих на пути перспективного развития школы-интерната, и предложены некоторые способы их преодоления.
Сейчас уже всем ясно, что содержание ученика интерната обходится Московскому университету значительно дороже, чем обучение студента. Высокая затратность "производства" в СУНЦ может быть оправдана лишь его высоким качеством. В противном случае содержание школы-интерната было бы не рациональным.
Необходимо отметить, что фундаментом, обеспечивающим реализуемость главной задачи, является Московский государственный университет, который, несмотря на финансовые трудности, имеет возможность поддерживать высокий уровень педагогического состава СУНЦ, обеспечивать современный уровень вычислительного и лабораторного оснащения учебного процесса, поддерживать материальную базу и т. д. Можно утверждать, что реальность выполнения школой-интернатом ее главной задачи обуславливается ее структурной принадлежностью главному вузу страны.
I. Учебный процесс
Главным вопросом состояния нынешней школы-интерната является вопрос о сочетании в учебном процессе стандартной программы для специализированных школ и оригинальных методик, разрабатываемых преподавателями, работающими в СУНЦ. Традиционно, школа являлась экспериментальной методической площадкой, где профессора МГУ могли опробовать свои методические находки. Эта традиция сохраняется и по сей день. Такой подход наряду с преимуществами имеет ряд существенных недостатков, что обуславливает важность роли методических комиссий по профильным дисциплинам. Наиболее эффективной в этом направлении следует считать методическую работу на кафедрах физики и химии. Учебные программы по этим дисциплинам удачно сочетают стандартные требования с методическим экспериментом. Хочется думать, что в ближайшее время проявится положительный эффект от возобновившего работу в минувшем полугодии методического семинара на кафедре математики. Следует принципиально выдерживать уровень требований к знаниям, предъявляемый к выпускникам специализированных школ, а часть оригинальных для школ-интернатов тем, пусть даже являющихся ее методическими находками, отнести на специальные курсы и семинары.
Кстати, о системе специальных курсов и семинаров, составляющих основу творческого профильного развития школьников. С поступлением в СУНЦ каждый школьник обязан начать свой творческий научный поиск, участвуя в работе хотя бы одного из специальных семинаров или курсов. Многие школьники при этом, стремясь глубже освоить предмет исследования, получают от преподавателя тему своей первой творческой работы. Нетрудно видеть, сколь высока ответственность преподавателя в этой ситуации, ведь, с одной стороны, тема должна быть оригинальной, не избитой, а с другой - нельзя отбить интерес школьника к исследованиям, то есть проблема должна быть решаемой. Не секрет, что найти тему, удовлетворяющую всем этим требованиям, очень не просто и тем приятнее, что в школе-интернате работают преподаватели, которым эта задача по силам. Подтверждениям этому - высокие показатели учащихся СУНЦ на творческих конкурсах различного уровня, о которых речь еще пойдет ниже.
Одним из главных критериев качества преподавания в школе-интернате следует считать способность ее выпускников выдержать вступительные экзамены на естественные факультеты Московского университета или стать победителями олимпиад этих факультетов. Нужно отметить, что на протяжении ряда последних лет примерно три четверти заканчивающих СУНЦ поступают в МГУ. Показательна статистика 2001 года, когда примерно 35% всего выпуска поступили на механико-математический факультет, 13% - на физический факультет, 12% - на факультет Вычислительной математики и кибернетики, а 8% процентов предпочли химический факультет. Представляют интерес наших школьников также другие естественные факультеты МГУ. Нужно отметить, что предпочтения оставшейся четверти выпускников, связанные в основном с московскими техническими вузами не всегда являются следствием их устойчивой неспособности поступить в МГУ. Здесь скорее сказывается профориентационная работа преподавателей этих вузов с нашими выпускниками.
Высокий уровень преподавания в СУНЦ может быть выдержан только при правильном взаимодействии с факультетами Московского университета. Для этого в настоящее время имеются все необходимые предпосылки. На каждой кафедре СУНЦ наряду с постоянными сотрудниками, призванными поддерживать традиционно высокий методический уровень обучения, работают совместители с других факультетов МГУ, обеспечивающие научную составляющую учебного процесса, его мотивацию и соответствие требованиям времени. Хотя приведенное содержательное деление постоянных сотрудников и совместителей страдает условностью, их сочетание, как показала практика, не только может решить кадровую проблему, но и благоприятно сказывается на учебном процессе.
II. Прием
Традиционно система приема в СУНЦ сориентирована на старшеклассников, поживающих в различных регионах Европейской части страны, преимущественно центра и юга этой части. Это связано с условным распределением зон влияния между четырьмя аналогичными школами-интернатами. Трудности, возникшие в последние годы и мешающие решению главной задачи, стоящей перед СУНЦ, можно интегрировать в две группы. Прежде всего - это финансовые трудности. Командировки экзаменаторов и летние школы в настоящее время не финансируются государством. Привлечение же спонсорских средств, которое используется в настоящее время, к такому серьезному делу как прием, не может, как нетрудно видеть, обеспечить стопроцентное решение поставленной задачи. Поэтому, например, принимая во внимание опасения ученого Совета СУНЦ, администрация не стала проводить летнюю школу в 2001 году. И все-де хочется поблагодарить фонд "Будущее науки" за систематическую поддержку уникальной системы приема, сложившейся в нашей школе. Вторая группа проблем связана с ростом конкуренции СУНЦ на местах. Часто представителям наших приемной и экзаменационной комиссий приходится слышать с мест нелицеприятные слова о том, что они увозят в Москву интеллектуальное богатство регионов. Эти слова зачастую подкрепляются и делами. В ряде региональных центрах открыты свои школы-интернаты. С одной стороны, мы должны радоваться вниманию к специализированному образованию в регионах, но, с другой стороны, должны постоянно заботиться о росте привлекательности СУНЦ для одаренных детей.
Говоря о приеме, нельзя не вспомнить утраченное. Дело в том, что до 90-х годов прием в школу-интернат был тесно связан с областными олимпиадами. Приказ по министерству образования обеспечивал прием членов экзаменационной комиссии на местах, а также участие в отборочных мероприятиях нужного контингента учащихся. Была возможность проэкзаменовать участников олимпиад областного уровня дважды (в разное время) как письменно, так и устно. В настоящее время столь жесткая, но благоприятная для СУНЦ система, ушла в прошлое. Правда, остались наработанные прежде связи, понимание большинства работников образования на местах, что одаренные школьники должны иметь возможность продолжить свое образование в Москве. Осознание ситуации по приему привело администрацию СУНЦ к мысли о более тесном сотрудничестве с регионами. За последние годы в местных средствах массовой информации вышло немало статей, рассказывающих об учебе и жизни учащихся в СУНЦ. Были сделаны попытки совместить интересы нашей школы и местных учебных заведений. Благодаря этому появились первые договора СУНЦ с областными управлениями народного образования, среди которых особенно хотелось отметить Архангельскую и Смоленскую область, как регионы, не имеющие возможности самостоятельно предоставить местным школьникам возможности СУНЦ. В нынешнем году (по сравнению с несколькими последними годами) прием был более тесно связан с областными и зональными олимпиадами. Представители экзаменационной комиссии СУНЦ выезжали на все зональные олимпиады по математике и физике, а также командировались на некоторые областные олимпиады.
Было бы несправедливым, если ограничиться рассмотрением одних лишь трудностей, возникающих в последнее время при решении вопросов приема, ведь появляются и новые возможности. На некоторых из них нужно остановиться. Так наметившаяся интеграция России и Белоруссии вновь представляет СУНЦ возможность включения этого Региона в зону своего влияния. Несмотря на то, что из шести областей Белоруссии четыре уже имеют свои школы-интернаты, неоспоримо желание ряда способных школьников этой страны продолжить обучение в стенах Московской школы. В былые времена в нашей школе-интернате обучались целые классы, состоящие целиком из выходцев из Белоруссии.
В последнее время в нашу жизнь все больше и больше входит реклама. Закрыть глаза на эту сторону жизни, как бы нам этого не хотелось, невозможно. Как рекламировать СУНЦ (конечно, термин не очень удачный)? Конечно, через серьезные, желательно университетские, издания и мероприятия. Традиционно в последнем номере года журнала "Квант" публикуются задачи заочного тура для поступающих в СУНЦ. В последние годы более полной стала информация о нашей школе, помещаемая в справочнике для поступающих в МГУ. С 2001 года школа-интернат стала проводить дни открытых дверей в стенах Главного здания МГУ, которые привлекают всё больше и больше участников, часть из которых приезжает издалека для более детального знакомства с СУНЦ. Стали появляться благоприятные публикации в центральных средствах массовой информации. Примером может служить статья в газете "Трибуна" (ранее называвшаяся "Социалистической индустрией"), посвященная майским мероприятиям, проводившимися в школе. Приемной комиссией успешно осваиваются новые формы работы с электронными средствами связи. Так наряду с традиционной перепиской в текущем году информация по приему стала распространяться через наш сайт в сети Интернет и по электронной почте.
Окончательные итоги приема-2002 подводить еще рано, но уже с уверенностью можно сказать, что, судя по увеличению числа сдававших вступительные экзамены, удалось добиться роста популярности СУНЦ среди старшеклассников, интересующихся естественными науками. С другой стороны, судя по откликам участников олимпиад высших для России уровней по математике, информатике и физике, можно ожидать увеличения притока школьников этой категории.
III. Научная работа учащихся
Школа им. А. Н. Колмогорова традиционно является центром подготовки победителей школьных олимпиад. В последние годы, в связи с развитием новых форм творческой работы учащихся, таких как школьные научные конференции, физико-математические бои и марафоны, появились новые возможности развития творческих навыков, и следует признать, что и в этих областях мы занимаем лидирующие позиции. При этом наши ученики занимают призовые места и в областях знания, не являющихся профильными для СУНЦ, что говорит о широте научного кругозора, предлагаемого на основных и специальных курсах школы.
Участие с высокими результатами в предметных олимпиадах по физике, математике и информатике для нашей школы традиционно. Достаточно привести лишь несколько фактов. Так в 2001 году учащиеся школы стали победителями международных олимпиад по физике, информатике и астрономии. Интересно отметить, что команда города Москвы на заключительном туре российской олимпиады в 2002 году на две трети состояла из учащихся СУНЦ. В результате 8 участников команды, представляющие нашу школу, завоевали 4 диплома различных степеней, а Антышев Евгений получил право участвовать в международной олимпиаде по физике.
Отметим, однако, что как не было бы приятно отмечать успехи наших лучших учащихся, наиболее, пожалуй, важен общий уровень подготовки. И здесь следует провести сравнение с другими физико-математическими школами г. Москвы, составляющими нам конкуренцию. На приведённой в приложении диаграмме показано распределение по школам победителей Московской городской олимпиады по физике (к которым относятся школьники, награждённые дипломами и грамотами по результатам финала). Как видно, СУНЦ явно занимает лидирующие позиции, особенно по физике. Следует отметить, что доля СУНЦ среди победителей увеличивается в одиннадцатых классах по сравнению с "новичками", то есть по мере обучения наши учащиеся становятся более конкурентоспособными. Нельзя не отметить, что некоторые вузы, составляющие конкуренцию Московскому университету в привлечении школьников - победителей олимпиад, проводит активную работу с этой категорией школьников. Так, МФТИ, взявший на себя подготовку Российской команды к олимпиаде по физике, используя различные формы индивидуальной работы, привлекает победителей олимпиад в ряды своих студентов. То же можно сказать о работе во время других интеллектуальных соревнований, например, турнира А. Н. Колмогорова.
Научная работа учащихся является спецификой именно СУНЦ: ни одна московская физико-математическая школа не может представить такое количество выполненных учащимися исследований столь высокого уровня, как СУНЦ МГУ. Это, конечно, объясняется и возможностями, которые предоставляет нашим учащимся Московский университет, и составом наших преподавателей - профессоров, доцентов и научных работников МГУ. В последние годы наши учащиеся представили свои доклады на следующих конференциях высшего рейтинга:
2002 год
Юниор - 2002 (организатор Российского этапа - Министерство образования России и МИФИ)
VII Международная конференция молодых ученых памяти акад. П.Л. Чебышёва (организатор - Санкт-Петербургский государственный университет)
Харитоновские чтения (организатор - Российский ядерный центр ВНИИЭФ, г. Саров)
Турнир Юных физиков - российский финал (г. Саров)
II Колмогоровские чтения
2001 год
Юниор - 2001 (организатор Российского этапа - Министерство образования России и МИФИ)
VI Международная конференция молодых ученых памяти акад. П.Л. Чебышёва (организатор - Санкт-Петербургский государственный университет)
Сахаровские чтения (организатор - ФТИ РАН, г. Санкт-Петербург; председатель - Нобелевский лауреат Ж.И. Алфёров)
I Колмогоровские чтения
2000 год
International Conference for Young Scientists, Университет Наймегена (Королевство Нидерландов) - наиболее крупная международная конференция школьников, организуемая по очереди в европейских странах
Конференция "Юниор-2000" организатор Российского этапа - Министерство образования России и МИФИ)
V Международная конференция молодых ученых памяти акад. С.Н. Бернштейна (организатор - Санкт-Петербургский государственный университет)
(Подробнее см. в Приложении.)
На всех указанных мероприятиях наши учащиеся завоевали первые места. Для примера отметим работу Аркадия Климовского "Особенности электрического разряда под водой", занявшую 1 место на Чебышёвских чтениях, Каибханова Ашума "Новое доказательство трансцендентности числа Майера с использованием двоичных записей", занявшую 1 место на конференции "Интел".
Особо следует отметить успех в проведении силами СУНЦ и профильных факультетов МГУ II Колмогоровских чтений, в которых приняло участие 115 человек из 12 областей России и зарубежья.
К сожалению, более активное участие наших учеников в исследовательской работе и, особенно, в плане поездок на научные конференции (особенно заграничные) сдерживается нежелательным отставанием в развитии лабораторной базы и финансирования командировочных расходов.
Несколько слов об одном творческом соревновании, не являющемся профильными для нашей школы. Московский интеллектуальный марафон - соревнование школьников Москвы, проходящее по олимпиадной системе. Важным отличием является то, что в Интеллектуальном марафоне, продолжающемся три дня, каждый участник должен продемонстрировать свои знания по всем разделам школьной программы, что очень нелегко для школьника, специализирующемуся усиленно на чём-то одном (например, математике). Между тем, мы исходим из того, что выпускники СУНЦ - организации университетской - должны быть людьми широко, по-университетски, образованными. Поэтому, видимо, не случайно среди победителей Московского Интеллектуального марафона каждый год мы видим учащихся СУНЦ. Так, победителем 2001 года стал ученик 11 класса Озеров Сергей. В текущем 2001-2002 году абсолютным победителем Московского интеллектуального марафона стал ученик 10г класса Владимир Сальников. Ещё 3 ученика СУНЦ стали победителями по отдельным циклам.
Турнир им. А. Н. Колмогорова, проводимый Московским центром непрерывного математического образования на базе ИТЭФ РАН, пример ещё одного интеллектуального соревнования, построенного по турнирной системе. Каждая команда, получив творческое задание, имеет возможность работать в выделенной ей лаборатории, оснащённой компьютером с выходом в Интернет, библиотекой. Задача - разобраться с набором задач за отведённое время и представить задачу, поочерёдно побывав в роли докладчика, оппонента, рецензента. В 2002 году СУНЦ выставил сразу две команды. 5 учащихся были удостоены грамот за лучшие доклады.
В 2002 году после пятилетнего перерыва команда СУНЦ вновь приняла участие в финале Российского Турнира юных физиков и заняла III место, что, учитывая столь долгий перерыв, можно считать весьма хорошим результатом. Руководителем команды стал выпускник СУНЦ 2000 года, ныне сочетающий учёбу в МГУ с работой в СУНЦ, что является результатом кадровой политики администрации СУНЦ, направленной на омоложение кадров.
Указанные мероприятия являются сравнительно новой формой творческих занятий учащихся. Участие и победа в них отражают готовность СУНЦ достойно представлять Московский университет на соревнованиях любого уровня, а их разнообразие даёт возможность раскрыть свои способности каждому школьнику в соответствии с его личностными запросами.
IV. Внеурочная работа
Внеурочная работа, наряду с учебным процессом, является одним из приоритетных направлений в деятельности школы. Данную работу осуществляет воспитательный отдел, в состав которого входит свыше 30 специалистов. Именно эти люди наполняют смыслом свободное от занятий время учащихся школы-интерната, создавая неповторимый колорит колмогоровского детища. Работа воспитателей в 2001/2002 учебном году осуществлялась на основании общешкольного плана внеурочной работы. Целесообразность планирования этой работы было подтверждено временем и восстановлено после нескольких лет, когда работа воспитательного отдела носила сумбурный характер, который сводил к нулю возможность реализации каких-либо стратегических установок в воспитании школьников.
Нужно отметить, что наиболее эффективных результатов здесь, как известно, можно добиться путем вовлечения учащихся в процесс самоуправления. Поэтому администрацией школы были выбраны несколько важных направлений работы, которые были поручены Совету Интерната - главному органу школьного самоуправления. Это привело к смещению акцентов в деятельности учащихся от бесконечных обсуждений к конкретной деятельности. Одними из основных задач, решаемых школьным сообществом является поддержание необходимого порядка в общежитии, помощь в учебе отстающим, организация школьных праздников и спортивных соревнований, т.е. все задачи, стоящие перед воспитательным отделом находят отражение в ребячьем самоуправлении.
Скоротечно время, которое проводит школьник в стенах СУНЦ, и незабываемыми его вехами являются праздники, часть из которых можно отнести к традициям, сформировавшимся на протяжении десятков лет в колмогоровской школе. Мы празднуем помимо Дня знаний, Международного женского дня и других государственных дат День Посвящения, День рождения интерната и т. д. Как окончание серьезного этапа школьной жизни воспринимаются День последнего звонка и Выпускной вечер. За последние два года в школьную жизнь уже прочно вошел праздник проводов Русской зимы, приобщающий учащихся СУНЦ к традиционным национальным весельям, тысячелетиями складывавшимися на Руси. Очень важный вывод сделан администрацией - в школе можно заложить традиции нового для нее праздника, но искоренить старый нельзя. Так пришедшим к нам праздники Дня Святого Валентина и Дня всех святых руководство школы смогло лишь облечь в достойные для будущей интеллектуальной элиты формы.
Организован и регулярно действует еженедельный лекторий, для участия в котором приглашаются ученые, деятели культуры и общественные деятели. Трудно переоценить значение для формирования мировоззрения будущих математиков и физиков, например, лекции преподавателя физического факультета Задкова, посвященной современной концепции нейровычислений. Приобщиться к истории и культуре Японии помог рассказ сотрудника ИСАА В.П.Мазурика. Невозможно перечислить тематику всех проведенных в рамках лектория минувшего учебного года занятий, но можно быть уверенным, что каждое из них оставило неизгладимый след в умах слушателей.
При участии преподавателей гуманитарной кафедры школы для учащихся и учителей организован цикл воскресных экскурсионных поездок по историческим и достопримечательным местам Москвы и области, а также в каникулярное время по Городам России. Сформирован организационно туристический клуб школы. Карелия, Кижи, Соловки, Краснодарский край - вот неполный перечень мест, в которые направлялись в минувшем году наши ученики. Можно утверждать, что туристические традиции, заложенные в фундамент школы ее основателями, продолжают жить и развиваются.
Осуществляется широкая программа спортивно-оздоровительной работы. Ее основу составляет общешкольная спартакиада по 12 видам спорта, ежедневная зарядка, а также работа спортивных секций. Наиболее важной проблемой здесь видится обновление спортино-туристкого инвентаря, а также модернизация школьных спортивных сооружений. Важнейшая проблема, много лет стоящая перед администрацией школы и не получившая решения - приобретение школьного автобуса, который позволил бы вывести экскурсионную и туристическую программы на новый уровень.
Анализируя внеурочную работу в школе, необходимо отметить, что в минувшем учебном году из числа студентов старших курсов естественных факультетов МГУ была создана группа консультантов, целью которой является оказание методической помощи учащимся для выработки у них навыков самостоятельной работы, адаптации их к программам повышенного уровня, выявления у них способностей и индивидуальных особенностей, а также привития устойчивого интереса к научно-исследовательской деятельности.
В минувшем году в интернате родился свой школьный драматический театр. Ученики и учителя с нетерпением ждут постановки по произведению великого В.Шекспира.
V. Дополнительные образовательные программы
Деятельность СУНЦ не ограничивается школой-интернатом. Перед созданным более года назад отделом дополнительных образовательных программ была поставлена задача адаптации новых форм образовательной деятельности, которые бы упрочили связи школы с внешним миром, а также обогатили бы ее внутреннюю жизнь. К важнейшим заслугам в этом направлении нужно отнести организацию на базе 79-ой школы московского класса, позволившая начать программу сотрудничества с Московскими органами образования и расширить сферы влияния СУНЦ. В 2001 году был набран московский 10-й класс, который и положил начало двухгодичной образовательной программе для москвичей. Необходимо отметить, что учащиеся московского класса, обучающиеся по программам СУНЦ, остаются все же учениками 79-ой школы, а все отношения между этой школой и СУНЦ регулируются договором, ставшим органичным продолжением договором между МГУ и Правительством Москвы о сотрудничестве.
Подавляющее большинство специализированных школ организует на своей базе различные интеллектуальные соревнования, олимпиады. До 2001 года мы не могли похвастаться какими-либо достижениями в этой области. Сейчас ситуация изменилась. На базе школы-интерната в мае 2002 года проведена школьная научная конференция "Вторые колмогоровские чтения", собравшая не только учащихся СУНЦ, проявивших интерес к научной работе, но и гостей из 12 областей России, Белоруссии, Казахстана и Прибалтики. Как отметил ректор Московского университета академик В.А.Садовничий, школьникам, собравшимся на конференцию, выпала уникальная возможность познакомиться с главным вузом страны. Напряженная программа конференции, включавшая в себя пленарные и секционные доклады, соревновательную (математические и физические бои, сеанс одновременной игры в шахматы с ныне действующим чемпионом Москвы по переписке, интеллектуальные компьютерные игры), методически-познавательную (показательные уроки по физике и химии, проведенные ведущими методистами школы) и развлекательную (обзорные и тематические экскурсии по праздничной Москве) части, запомнилась всем участникам конференции, многие из которых пожалели, что не учатся в СУНЦ.
Для более полного представления о деятельности отдела дополнительных образовательных программ достаточно перечислить, например, мероприятия, проводимые им летом и осенью 2001 года. Это информатическая школа, организованная для школьников и их учителей из регионов. Результаты ее работы отражают высказывания участников. "Знаний о программировании за эти несколько дней я получил больше, чем за все время обучения в своей школе". "Мне понравились задачи, которых я никогда раньше не решал, экскурсии в музей МГУ и Коломенское. Я получил понятие о своем уровне по программированию. Замечательная территория школы, зелень. На следующий год обязательно надо организовать такую же летнюю (а можно и зимнюю) школу. А мы постараемся приехать и расскажем другим в нашем городе. Спасибо за все!!!"
Это осенняя физико-математическая школа для одногодичного потока. Первые две недели учебы в сентябре 2001 года в 11-х классах Е и Ж осуществлялась интенсивная программа по профильным дисциплинам, основной целью которой было задание такого ритма обучения в одногодичном потоке, который бы позволил решить все важнейшие задачи, возникающие перед школьниками.
Это творческие математические дни для десятиклассников. В течение нескольких выделенных дней в сентябре в 10-х классах силами преподавателей школы и механико-математического факультета проводились различные математические соревнования, лекции о современном состоянии математики, увлекательные семинары.
Нельзя не отметить роль, которую играет отдел для завоевания школой позиций во внешнем мире. Развивается программа международного сотрудничества. Разработан и опробован презентационный доклад, сопровождающийся демонстрацией слайдов (как на русском, так и на английском языках). В мае 2002 года школу посетили представительные делегации из Южной Кореи и Швеции. В настоящее время рассматривается вопрос о презентационном комплекте школы.
Остается лишь пожелать новому отделу не снижать взятого темпа в своей деятельности в области утверждения позиций СУНЦ.
VI. Перспективное развитие материальной базы
Здесь необходимо напомнить, что в условиях отсутствия государственного финансирования ремонтно-строительных работ в конце 90-х годов сложилась ситуация, поставившая СУНЦ на грань закрытия. Многие годы не ремонтирующиеся помещение и оборудование не удовлетворяли санитарным нормам. Московскому университету удалось переломить ситуацию, благодаря серьезным финансовым вложениям. Летом 2000 года после реконструкции был сдан в эксплуатацию один из корпусов общежития, отремонтированы места общего пользования и электрика на два из четырех этажей учебного корпуса, кроме того, проведена замена части наиболее изношенных труб системы водоснабжения.
Администрацией СУНЦ при финансовой поддержке МГУ, резервного фонда президента, а также спонсоров с тех пор проведен косметический ремонт аудиторий и лестничных клеток учебного корпуса, спортивного зала и столовой, выполнен капитальный ремонт санитарно-бытовых узлов корпуса "А" общежития, проведена реконструкция и полное современное аудио-визуальное оснащение актового зала.
Реконструкция материальной базы школы-интерната осуществляется планомерно в соответствии с планом университетских мероприятий, разработанных с целью достойной встречи 250-летия образования Московского университета в 2005 году.
Главное, что в этом вопросе удалось перейти от бесконечной череды аварий и латания "дыр" к систематической упреждающей появление таких дыр работе. Конечно, за десятилетие, когда практически не велись никакие восстановительные работы, накопилось очень много проблем, быстрое решение которых без крупных систематических вливаний невозможно. Поэтому постепенное их решение потребует, конечно, времени.
Необходимо отметить, что наиболее сложная ситуация в настоящее время складывается с инженерной системой корпуса "А". Имеется в виду находящиеся в аварийном состоянии системы отопления, водоснабжения и энергоснабжения. Кроме того, жилые помещения и коридоры этого корпуса нуждаются в срочном косметическом ремонте. Стоит заметить, правда, что серьезное решение проблемы этого корпуса, то есть такое его решение, когда не нужно будет возвращаться к нему каждые год-два, связано с заменой других изношенных элементов конструкции. Учитывая это, ректор Московского университета получил от президента добро на выделение из резервного президентского фонда шести миллионов рублей на частичную реконструкцию этого корпуса. В настоящее время проходит необходимое согласование некоторых позиций. Нужно отметить, что для полной его реконструкции необходимы значительно большие деньги. Для сравнения, ремонт корпуса "Б" обошелся университету в 2000 году в 14 миллионов рублей. Но, думается, и на выделяемые деньги можно отремонтировать наиболее изношенные элементы общежития.
Нуждается в срочной замене оборудование столовой, которое практически все имеет стопроцентный износ и подлежит списанию. Для решения этого вопроса не видно пока другого пути, кроме привлечения спонсорских средств. А пока приходится регулярно расходовать деньги на поддержание устаревшего оборудования в исправном состоянии. Кстати, наибольшие претензии со стороны санэпиднадзора предъявляются в настоящее время именно к оснащению столовой.
Разобравшись с состоянием библиотеки в СУНЦ, невольно проникаешься болью. Ее теперешнее оснащение не позволяет хранить в режиме доступности имеющиеся фонды, не говоря уже о новых поступлениях, которые ввиду недостаточного финансирования не могут удовлетворить потребности в углубленном изучении школьных дисциплин по современным методикам. Планы модернизации школьной библиотеки должны быть выделены в отдельную программу, а к ее решению должны быть подключены все заинтересованные организации и лица.
Заканчивая настоящий раздел, хочется вспомнить еще некоторые позиции, которые получили развитие в последние годы. Это полное укомплектование оборудованием трех компьютерных классов и подключение их к школьной локальной сети. Средства на приобретение компьютеров были выделены ректором МГУ. Это включение школьной локальной сети в единую сеть интернет через канал радиоизернета, предоставленный Московским университетом. Это благоустройство территории школы и постепенное ее превращение из запущенного хоздвора в сквер для отдыха учеников и учителей.
В заключении хочется выразить уверенность в том, что школа-интернат сможет достойно встретить приближающиеся юбилейные торжества, связанные со 100-летием со дня рождения А. Н. Колмогорова (2003 г.), 40-летием самой школы (2003 г.), и внесет достойный вклад в общеуниверситетское дело подготовки к празднованию 250-летнего юбилея МГУ (2005 г.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Научная работа преподавателей и сотрудников СУНЦ в 2001 году
Кафедра физики
Опубликовано 1 учебное пособие, 8 единиц учебно-методической литературы, 5 статей в научно-популярных изданиях, 5 научных статей. Сотрудники кафедры приняли участие в 5 научных конференциях.
Кафедра математики
Опубликовано 17 единиц учебно-методической литературы. Сотрудники кафедры приняли участие в 16 научных конференциях, 10 раз выезжали в научные конференции за рубеж. Сотрудниками кафедры защищено 3 кандидатские и 1 докторская диссертации, получена премия им. Гильберта всемирной ассоциации математических соревнований.
Кафедра информатики
Опубликовано 17 единиц учебно-методической литературы, 4 статьи в сборниках научных статей, 2 научные статьи. Сотрудники кафедры 3 раза выезжали в научные конференции за рубеж.
Кафедра химии
Опубликовано 2 учебных пособия, 4 статьи в сборниках научных статей, 9 статей в научно-популярных изданиях. Сотрудники кафедры приняли участие в 4 научных конференциях.
Кафедра гуманитарных дисциплин
Опубликовано 1 монография, 6 учебных пособий, 3 единицы научно-методической литературы, 3 статьи в научно-популярных изданиях, 2 статьи в сборниках научных статей. Сотрудники кафедры приняли участие в 8 научных конференциях.
Научная работа учащихся и участие в олимпиадах в 2001-2002 учебном году
Школа им. А. Н. Колмогорова традиционно является центром подготовки победителей школьных олимпиад. В последние годы, в связи с развитием новых форм творческой работы учащихся, таких как школьные научные конференции, физико-математические бои и марафоны, появились новые возможности развития творческих навыков, и следует признать, что и в этих областях мы занимаем лидирующие позиции. При этом наши ученики занимают призовые места и в областях знания, не являющихся профильными для СУНЦ, что говорит о широте научного кругозора, предлагаемого на основных и специальных курсах школы.
Предметные олимпиады
Участие с высокими результатами в предметных олимпиадах по физике, математике и информатике для нашей школы традиционно и в данном разделе следует лишь привести итоги прошедшего года.
На российских конференциях по результатам участия в городских олимпиадах Москвы выступили учащиеся СУНЦ:
Российская олимпиада по физике: (отметим, что команда города Москвы на российской олимпиаде на 2/3 состояла из учащихся СУНЦ)
10 классы: 1. Дмитриев Константин - 3 место 2. Шуст Виктор - 3 место 3. Попов Григорий 4. Наумкин Андрей
11 классы: 1. Антышев Евгений - 1 место 2. Салицкий Игорь - 3 место 3. Кулибаба Виктор 4. Веремьев Александр
Московская городская олимпиада по физике 2002 года
Московская городская олимпиада по математике 2002 года
Научные работы, подготовленные учащимися СУНЦ.
№
Работа
Секция
Фамилия, имя, класс
МЭИ
Чебышёва
Саров
Малый Интел
Большой Интел
СУНЦ-АГ
Колмогоровские чтения
1
Прочность полимерных материалов и её связь с конформацией цепочных макромолекул
физики
Барская Мария 11л
+
+
2
Исследование электрического разряда в жидкости
физики
Климовский Аркадий 11б
+
+
+
3
Применение нейронных сетей к задачам распознавания образов
математики
Анисимов Артём
+
+
4
Об одном свойстве числа Непера
математики
Лепский Т
+
5
Правильные многоугольники на мозаиках
математики
Мычка Е., Седошкин И.
+
6
Клиентская часть системы дистанционного образования
информатики
Романихин Валерий 10в
+
7
Сервер для системы дистанционного образования
информатики
Калиниченко Алексей 11в
+
+
+
8
Программа-конструктор и исполнитель задач класса "Перевозчик"
информатики
Ларионов Андрей 11ж
+
9
Линейные рекуррентные последовательности и численное решение полиномиальных уравнений
математики
Боголюбский Алексей 11в
+
10
Реализация булевых функций в виде двухслойной схемы
математики
Кудряшов Юрий 11в
+
11
Новое доказательство трансцендентности числа Малера с использованием двоичной записи
математики
Каибханов Ашум 10б
+
+
12
Алгоритм поиска чисел, дающих вероятность ошибки 1/8 в тесте Миллера-Рабина
математики
Андрусяк Михаил 10а
13
Периоды колебаний эллиптического и параболического маятников
математики
Лазуткин Михаил 10м
14
Тест на простоту для чисел вида Tn = 3 + 2n + 1
математики
Скребцов Радий 10а
15
Комбинаторика разбиений k-мерного куба на симплексы
математики
Дашков Евгений 10а
16
Дифракционный предел и разрешающая способность телескопической системы