ФМШ.ру - Специализированный учебно-научный центр Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (СУНЦ МГУ) - школа им. А.Н.Колмогорова (физико-математическая школа)

Специализированный учебно-научный центр
Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова -
Школа им.А.Н.Колмогорова


Москва, ул.Кременчугская, д.11, тел./факс (499) 445-46-34    
приемная комиссия: (499) 445-11-08  
Личный кабинет абитуриента  

Проводится запись на очные курсы СУНЦ МГУ на 2011-12 учебный год
Поставьте ссылку на наш сайт:

ФМШ.ру - физико-математическая школа им. А. Н. Колмогорова СУНЦ МГУ
ФМШ.ру - обучение одаренных детей


Реклама
seo-продвижение ссылками

О работе и перспективах школы-интерната МГУ

Отчет-план для Ученого Совета СУНЦ МГУ 07.07.05 г.

В период с апреля 2000 по июль 2005 года школа-интернат МГУ развивалась в соответствии с принципами, заложенными её основателями. Руководствуясь главной задачей, связанной с отбором и обучением старшеклассников, проявившись способности в области естественных наук, коллектив школы-интерната направлял усилия на расширение географии отбора учащихся, улучшение качества отбора, сохранение и совершенствование учебно-методического потенциала, воспитание учеников в атмосфере творческой активности и патриотизма. С первых дней обучения в школе-интернате поступление и обучение на факультете Московского университета становится главной целью подавляющего большинства его учеников.

I

К основным традициям, бережно хранимым коллективом школы, помимо перечисленных, следует отнести:

1. Экспериментальный, творческий подход к формированию учебных курсов. В школе-интернате лекции читают учителя, которым по силам создать собственный непротиворечивый, увлекательный курс, безусловно, включающий школьный стандарт.

2. Отражение в учебных программах передовых направлений современной науки. Так, со временем, физико-математическая специализация была дополнена химической, информатической, а с 2003 года – ещё и биологической, что стало возможно благодаря инициативе Ректора и декана факультета биоинженерии и биоинформатики.

3. Целью обучения в школе-интернате ставится не столько овладение некоторой совокупностью знаний, сколько поддержка творческой составляющей процесса обучения. Несмотря на внешние условия, школа-интернат не превратилась в подготовительные курсы, а учебный материал отбирается так, чтобы работа с ним доставляла учащимся удовольствие и тем самым стимулировала процесс познания.

4. Важным преимуществом интерната является возможность для школьников общения с учителями не только во время уроков и факультативов, но и на спортивных соревнованиях, в туристических походах и т.д. Демократические принципы в отношениях между учениками и их учителями, заложенные основателями школы-интерната, несомненно способствуют творческому росту учеников не только на уроках.

II

Существующая система приёма в школу-интернат является необходимым условием для реализации главной задачи – отбора способных старшеклассников из регионов. В начале 90х годов стройная административная система, позволявшая в соответствии с приказами Министерства, охватывать всех участников областных и зональных олимпиад, прекратила существование. Пришлось действовать, используя уже сложившиеся связи с регионами и авторитет Московского университета. Инициатива школы-интерната не всегда находит правильное понимание на местах. Самых способных детей, гордость школы, учителя на местах, как правило, не хотят «отдавать» в Москву. Более того, в большинстве регионов в настоящее время уже сложились свои центры по работе с одарёнными детьми. При этом родители иногда побаиваются отпускать своих детей далеко (в Москву).

Иногда нам задают вопрос: «Повлиял ли распад СССР на возможности школы-интерната?». И нам необходимо признать: да, повлиял отрицательно. В прежние годы набирался так называемый «Белорусский класс», учащиеся которого блистали не только в учёбе, но и на олимпиадах. Сейчас обучать белорусов мы не можем. Зато практически в каждой области Белоруссии открыт свой интернат для обучения одарённых старшеклассников, которым руководство этой страны уделяет огромное внимание.

Несмотря на перечисленные трудности в нынешнем году представители экзаменационной комиссии школы-интерната выезжали почти в 50 регионов, проэкзаменовав около 1500 школьников. И год от года число охватываемых регионов растёт. В настоящее время каждый старшеклассник, проживающий в Европейской части России имеет реальные возможности поступить и учится в школе-интернате МГУ.

Начиная с 2000 года приёмная комиссия организовала многочисленные публикации в центральной и местной прессе, репортажи по радио и телевидению с целью привлечь внимание старшеклассников к школе-интернату. Результатом этой акции стало резкое увеличение конкурса в 2000-2002 годах. В последние 2 года количественный показатель, правда, не сильно изменился, что связано с демографическими проблемами, а также большей ориентацией системы набора на улучшение его качества.

Так уже второй год учителя школы-интерната выезжают на зональные и некоторые областные туры всероссийской олимпиады. Кроме того, с 2004 года в школе-интернате проводится летняя компьютерно-математическая школа для победителей олимпиад. Целью указанных мероприятий является обеспечение устойчивого притока победителей интеллектуальных соревнований в школу-интернат.

Школа-интернат создавалась для старшеклассников из неуниверситетских городов, а, тем более, не для москвичей. Несмотря на это, трудности с реконструкцией общежитий привели к тому, что в 90-е годы начали обучаться московские школьники. Благодаря руководству московского университета и личному кураторству Ректора в 2000-2003 годах общежития были реконструированы. В настоящее время, правда, требования СЭН к условиям проживания не позволяют вернуться к прежним показателям по числу иногородних. Но, количество москвичей, обучавшихся в школе-интернате за последние четыре года, всё же сократилось.

Этому способствовало также открытие в 2001 года московского класса на базе 79-й московской школы. Ученики этого класса не пользуются формальными преимуществами школы-интерната, например, не могут быть рекомендованы на факультеты московского университета, но профилирующие предметы преподаются нашими учителями. Результат нельзя оценить одной фразой. Прежде всего, поступаемость выпускников московского класса в МГУ на уровне показателей школы-интерната. Во-вторых, сотрудничество с московским департаментом образования является очень важным для школы-интерната. И, наконец, снято напряжение, создаваемое родителями москвичей, желающих во что бы то ни стало определить своих детей в школу-интернат.

Совершенствование системы набора мы связываем с дальнейшим внедрением очно-заочных форм обучения школьников, начиная с 8-9-го классом. Это сведёт к минимуму действие случайных экзаменационных факторов, поможет заранее нацелить учеников на поступление в школу-интернат. Кроме того, необходимо вернуться к трёхступенчатой системе отбора: помимо существующих сейчас заочного и очного туров возродить летнюю школу, как заключительный этап приёма. Ведь летние школы, как правило, позволяют не только оценивать уровень знаний, прилежание, но и способность глубоко усваивать предлагаемый учебный материал. Одним из важнейших факторов повышения эффективности системы набора является его согласование с действиями Московского Университета по приему. Система привлечения победителей региональных олимпиад, выстроенная Ректором МГУ, должна найти отражение в принципах нашего отбора.

III

Но никакой, даже самый эффективный отбор, не заменит учительский труд. Известно, что в те школы, где трудятся учителя, как сейчас модно говорить, с хоризмой, и без специальной системы отбора стекаются увлечённые школьники. По словам А.Н. Колмогорова, в начале пути каждого известного учёного мы, как правило, видим школьного учителя, увлекшегося наукой. Высокий учебно-методический уровень в школе-интернате обеспечивают более 100 учителей, многие из которых ведут научные исследования и преподают на других факультетах МГУ. Кадровая поддержка со стороны Московского Университета позволяет гибко и системно подходить к формированию учебных курсов и программ читаемых курсов. Отмечу, что благодаря Учёному Совету СУНЦ, а также Методическому совету в настоящее время учебные планы приводятся в соответствии с требованиями времени.

К сожалению, прежде в школе-интернате недостаточное внимание уделялось оформлению основной деятельности. В последние годы удалось переломить тенденцию. Как структурное подразделение МГУ, школа-интернат в минувшем учебном году была аккредитована министерством, ей была продлена лицензия. Несмотря на облегчённый вариант указанного оформления, что конечно связано с высоким авторитетом Московского университета, администрацией школы были введены дополнительные формы контроля за учебным процессом.

Известные трудности возникают на пути компьютеризации основной деятельности. Здесь, благодаря личной поддержке Ректора, нет проблем с компьютерной техникой: оснащены три компьютерных класса, включенные в локальную и глобальную сеть. Проблемы здесь связаны, прежде всего, с профессиональным обслуживанием, а также неустойчивостью работы радиоканала, осуществляющего связь с глобальной сетью. В 2004/2005 учебном году школой запланированы и частично реализованы действия, направленные на повышение эффективности использования имеющихся компьютерных и коммуникационных средств.

Итоги учебной работы за всё время существования школы-интерната были проанализированы в связи с важнейшими событиями: 100-летием со дня рождения выдающегося учёного, основателя ФМШ-18 А.Н. Колмогорова (апрель 2003), 40-летием школы-интерната (декабрь 2003), 250-летием Московского университета (январь 2005). Главный итог - более 7 тысяч одарённых школьников из регионов, закончив школу-интернат, получили путёвку в творческую жизнь. Среди них есть академики и члены-корреспонденты РАН и других академий. Более 500 выпускников стали кандидатами наук и около 100 докторами. Не все выпускники связали свою жизнь с наукой и образованием, но подавляющее большинство из них занимают активную жизненную позицию, многие добились успехов в деловых сферах. В 2005 году выпущено 161 человек, из которых 60 получили рекомендацию Ученого совета СУНЦ для поступления на профильные факультеты МГУ по результатам выпускных экзаменов. Каждый из этих выпускников заслужил право на рекомендацию не только отличной и хорошей учёбой в школе-интернате, но и сдал выпускные экзамены комиссии, сформированной приказом Ректора. Отмечу, что часть выпускников фактически уже стали студентами МГУ, победив на всех турах олимпиады «Ломоносов - 2005» или став призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады.

Ежегодно от 75% до 85% всех выпускников школы-интерната поступают на факультеты Московского университета: главным образом механико-математический (30-35%), физический и ВМиК (по 15-20%), химический и ФНМ (5-10%). Надеемся, что, начиная с текущего года, школой будет обеспечен приток студентов и на факультеты биоинженерии и биоинформатики.

Совершенствование взаимодействия с факультетами является важным резервом повышения эффективности учебной работы. Научное руководство учёными Московского университета творческой работой учащихся школы-интерната – одна из таких форм взаимодействия.

IV

Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность традиционно является одной из важнейших задач школы-интерната. Решение этой задачи связано главным образом с системой специальных курсов и семинаров. Посещение двух годовых курсов обязательно для каждого учащегося. В школе работает несколько творческих групп. Остановлюсь на работе двух таких групп.

Одна из них объединяет школьников подготовкой к выступлениям на олимпиадах по информатике самых высоких уровней и возглавляется Е.В.Андреевой. Результатом работы группы стали победы команд школы-интерната на командных чемпионатах России по программированию в 2003/04 и 2004/05 учебных годах, а также высокие результаты на заключительном туре Российской олимпиады по информатике. Отмечу, что в нынешнем году из 18 членов команды Москвы, участвовавшей в заключительном туре Всероссийской олимпиады, 9 – ученики школы-интерната. При этом уже второй год подряд семеро учащихся школы завоёвывали на этой олимпиаде призовые места. В нынешнем году все пятеро выпускников, входящие в семерку победителей, поступили на факультет ВМиК без вступительных экзаменов.

Второй пример – группа учеников, работающих под руководством доцента С.Н.Сергеева. Здесь методической основой для работы стала система подготовки учащихся к выступлениям на научных конференциях школьников, в частности, к турниру юных физиков, а также на конференциях молодых учёных. В настоящее время этой группой на основе самофинансирования создана физическая лаборатория, оснащённая современным вычислительным и лабораторным оборудованием. Группой к настоящему времени практически завершена работа по созданию комплекса дистанционного обучения по русскому языку, проходят тестирование модулеи по физике и математике. Работа поддержана двумя грантами Федеральной целевой программы «русский язык» и грантом финансовой группы «Базовый элемент».

Серьёзным успехом стала победа ученицы 11 класса Валентины Добровольской в финале 58-го международного смотра научного творчества (Intel ISEF) в США. Научным руководителем Валентины является доцент кафедры математики А.А.Русаков. Это достижение было отражено Ректором МГУ в докладе на заседании Совета Советов.

Несколько дней назад мне стало известно, что в программу Московской конференции по молекулярной вычислительной биологии включён доклад по моделированию антител, соавтором которой является Мирослав Кираль – учащийся школы-интерната.

С 2001 года на базе школы-интерната проводится научная конференция школьников «Колмогоровские чтения», председателем оргкомитета которой является Ректор. Конференция призвана знакомить участников с традициями Московского университета. Одна из её задач – подведение итогов научной составляющей школы-интерната. В нынешнем году в программу конференции, помимо пленарного заседания были включены секции математики, физики, биологии, химии, а также экологии и биологии. Из года в год растёт число участников конференции и расширяется её география. В этом году в её работе приняли участие более 120 школьников, включая 23 ученика интерната из 30 регионов России и СНГ, а также 29 руководителей делегаций.

Таким образом, инициатива учителей, всемерная её поддержка руководством Московского университета и Совета СУНЦ, в творческой работе с одарёнными детьми даёт серьёзные результаты.

V

Результаты работы школы-интерната были представлены на 10-м Международном конгрессе по математическому образованию, состоявшемся в Копенгагене (Дания) в июле 2004 года, тремя докладами, а также стендом. По результатам конференции получена высокая оценка международной математической общественности. Школе предложено принять участие в международной программе MathEU.

Отмечу, что, начиная с 2000 года, школе-интернату удалось установить тесные связи с учебными заведениями стран СНГ и дальнего Зарубежья. В том числе – с лицеем БГУ, лицеем №1 г. Барановичи, лицеем г. Уральска (Казахстан), научной академией г. Пусана (Южная Корея), королевской гимназией Таиланда, гимназией №1 г. Карлстада (Швеция).

Обмен методическим опытом на международном уровне позволяет улавливать тенденции развития образования, использовать наработки зарубежных коллег для совершенствования учебного процесса в школе-интернате.

VI

Важнейшим направлением нашей деятельности является воспитательная работа. В условиях интерната роль воспитателя класса трудно переоценить. Он является хранителем Колмогоровских традиций, влияет на формирование мировоззрения подопечных, подчас заменяет школьнику его мать. Мастерство опытного воспитателя позволяет творить чудеса, выковывает из неокрепших подростков неутомимых тружеников, патриотов Московского университета. Здесь есть на кого ровняться. В воспитательном отделе уже многие годы работает Локшина Лилия Михайловна. Трудно быть её подопечным, но если ученик выдержит, то результат проявится не только в жизненной позиции, но даже и в качестве обучения.

Школьный коллектив, его атмосфера складываются в интернате меньше всего во время уроков. Поэтому так важно, чем заняты дети во внеурочное время, для организации которого используются известные формы – самоуправление в общежитии, трудовое воспитание (благо территория составляет почти 5 гектаров), культпоходы в театры, кино и на выставки. В прошедшем учебном году силами школьников при кураторстве воспитателей подготовлено и проведено 15 праздников. Каждый из них уникален. Традицией интерната являются пешие и байдарочные туристические походы. В прошлом году клуб водного туризма школы-интерната отметил своё 20-летие. Каждый год после праздника Последнего звонка все учащиеся школы и преподаватели отправляются в поход с ночёвкой по Подмосковью.

Результат активизации воспитательной работы налицо: если в прошлом учебном году за нарушение правил внутреннего распорядка было отчислено 7 учеников, то в нынешнем – только 2.

VII

Благодаря усилиям Ректора и коллектива школы за последние 5 лет осуществлен настоящий прорыв в реконструкции материальной базы школы-интерната. О полной реконструкции общежитий уже было сказано. Кроме того, осуществлен ремонт и полная замена оборудования в столовой, практически заново воссоздан актовый зал, который сейчас оборудован современной аудио-визуальной системой. Реконструированы и переоборудованы школьный читальный зал, библиотека. В нынешнем году будет закончен ремонт вестибюля. Территория школы из захламлённого и практически неиспользуемого участка земли превращена в зелёный сквер, в котором легко дышится и думается. Невозможно в коротком докладе перечислить все изменения, которые за последние годы претерпела материальная база школы-интерната. Главное – мы выполнили обязательства, взятые для достойной встречи 250-летнего юбилея Московского университета и не намерены снижать взятого темпа.

VIII

Говоря о кадровых проблемах школы-интерната, следует отметить, что во многом они повторяют те, которые стоят перед другими подразделениями МГУ. Это, прежде всего высокий средний возраст, текучесть научно-вспомогательных кадров и т.д. Стараясь преодолеть проблемы, мы включились в университетские программы. Здесь велика стимулирующая роль Совета СУНЦ.

Хочется думать, что помощь, оказываемая школе выпускниками, как в вопросах поддержания квалифицированного кадрового состава, так и в других (приёме, социальной поддержке малообеспеченных школьников, реконструкции материальной базы) сохранится и впредь. Уже десять лет фонд «Будущее науки», образованный состоятельными выпускниками интерната, берёт на себя все расходы по приему, финансирует другие жизненно важные позиции. Думается, что созданные в прошедшем учебном году «Клуб ФМШ» и «Ассоциация выпускников» будут столь же эффективны.

IX

Подводя итог, хочу ещё раз перечислить факторы, опираясь на которые, школа-интернат будет развиваться в дальнейшем. Это прежде всего

- стратегическое руководство со стороны Московского университета, его Ректора и Совета СУНЦ. Развитие сотрудничества с факультетами.

- Сохранение Колмогоровских традиций и, прежде всего, принципов отбора, обучения и воспитания учащихся.

- Опережающая активность администрации, направленная на поддержание всех аспектов интернатской жизни.

Директор СУНЦ МГУ



Реклама
Стоит заглянуть!

Вниманию поступающих!
Школьные новости

08.12.2012 День рождения школы

22.03.2012 Новый директор

12.02.2012 Интернет-олимпиада университетских школ

28.12.2011 28 декабря — день памяти Исаака Константиновича Кикоина 15 (28) марта 1908 — 28 декабря 1984

архив новостей >>

Образовательные новости

19.07.2012 XII Летняя школа «Современная математика» с 19 по 30 июля 2012 года в Дубне

архив новостей >>

Новости выпускников

25.04.2016 113 лет со дня рождения Андрея Николаевича Колмогорова (25 апреля 1903г. - 20 октября 1987г.)

20.10.2015 20 октября - день памяти А.Н. Колмогорова (12 (25) апреля 1903, Тамбов — 20 октября 1987, Москва) Сбор средств на создание памятника А.Н. Колмогорову

архив новостей >>

Письма на сайт

01.12.2011 Сегодня нашей школе исполняется сорок восемь лет... Клоков Александр, выпускник 1968 года, 10Д класс

04.12.2010 Поздравляю с 47-летием школы! Клоков Александр Сергеевич, выпускник 1968 г., 10Д

архив писем >>

Реклама
Rambler's Top100
СУНЦ МГУ © школа им. А.Н.Колмогорова
Автор проекта © Игорь Коровин